Вы здесь: Главная » Правила » Как поставить мат слоном и конем?

Как поставить мат слоном и конем?

Мы неоднократно подчеркивали важность согласованной игры фигур при матований одинокого короля. Еще большее значение этот принцип взаимодействия сил, выража­ющийся в том, что каждая фигура своей деятельностью на шахматной доске дополняет деятельность других фигур, приобретает при матований слоном и конем. Вообще, матование одинокого короля — хорошая школа для изучения основ взаимодействия фигур.

Рассматриваемый нами здесь эндшпиль представляет определенную трудность не только для начинающих, но и для разрядни­ков. Бывали случаи, что и опытные шахма­тисты не справлялись с матованием слоном и конем за 50 ходов. Во всяком случае, для до­стижения мата при наиболее неблагоприят­ном расположении фигур сильнейшей сторо­не необходимо, как правило, около 35 ходов, а это довольно близко к ничейному пределу (50 ходов). Поэтому процесс матования конем и слоном требует большой точности.

План действий, как и в рассмотренных ранее окончаниях, для сильнейшей сторо­ны заключается в постепенном ограничении подвижности неприятельского короля, а для слабейшей — в стремлении как можно дольше задержаться королем в центре доски.

В этом эндшпиле мат может быть вынуж­ден только на шести полях доски: в одном из двух углов, доступных слону, или на смежных полях.

Типичные позиции мата слоном и конем 
 мат конем и слоном  мат слоном и конем

На диаграммах выше показаны типич­ные заключительные позиции при матований слоном и конем. Обращаем внимание изуча­ющих на два главных условия, без соблюдения которых достижение мата невозможно. Это, во-первых, как и при матовании двумя слонами, король сильнейшей стороны должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. И, во-вторых, мат вы­нуждается только в одном из двух углов, до­ступных слону.

На диаграммах 1 и 2 белые у самой цели: неприятельский король заперт в нужном углу, и следует лишь аккуратно провести заключи­тельные удары.

Найдите мат в два хода 
мат слоном 1.Na6+ Ka8 2.Bc6# (мат слоном)  мат конем 1.Bg7+ Kg8 2.Ne7# (мат конем).

 Как вы заметили мат можно поставить только в том углу, какого цвета ваш слон. Теперь познакомимся, как осуществля­ется оттеснение одинокого короля в нужный угол. Способ оттеснения, которым мы будем пользоваться, предложен около 200 лет на­зад известным французским шахматистом Ф. Филидором (1726-1795), а методика обучения этому окончанию разработана более 50 лет на­зад польским мастером Д. Пшепюркой (1880-1940).

позиция ри матовании конем и слономПозиция, изображенная на диаграмме выше, будет для нас отправной. Ее запомнить не­трудно, так как все четыре фигуры расположе­ны на одной прямой, а конь держит под ударом безопасный для черного короля угол (это обстоятельство должно облегчить запомина­ние, какую фигуру куда ставить, так как слон не может взять под контроль это угловое поле h8). Белый король приблизился к неприятель­скому на самое близкое расстояние и занимает наиболее выгодное положение (оппозицию!). Обратите особое внимание на взаимодействие белых фигур: у каждой из них своя роль, и все они в игре дополняют друг друга.

Задача белых — оттеснить неприятельского короля в белый угол (так как слон белопольный!), то есть в угол а8 (можно и в угол h1, но он дальше угла а8). Черный король будет стремиться прорваться в центр или в один из безопасных углов — h8 или al (там ему мат не грозит — проверьте сами!).

В дальнейшем ходы белого короля и сло­на не требуют особых пояснений: обе фигуры стремятся отрезать поля вокруг черного коро­ля, по которым он мог бы прорваться в нужном ему направлении.

маршрут коня при матовании

Менее очевидны ходы коня: его маршрут, напоминающий латинскую бук­ву W, показан на диаграмме 4. Других ходов, пока черный король не загнан в угол а8, конь не должен делать, иначе черный король может выскользнуть на свободу.

[Event "?"] [Site "?"] [Date "2012.12.01"] [Round "?"] [White "Мат конем и слоном"] [Black "?"] [Result "1-0"] [SetUp "1"] [FEN "5k2/5N2/5K2/5B2/8/8/8/8 w - - 0 0"] [PlyCount "31"] 1. Bh7 {сразу отрезая путь неприятельскому королю в желанный для него угол.} Ke8 2. Ne5 {Конь отправляется по своему маршруту. Ключевая позиция, у черных есть два варианта, отойти королем на f8 или d8} Kd8 { черный король пытается прорваться в центр по левому флангу.} (2... Kf8 3. Nd7+ Ke8 4. Ke6 {Вот теперь наступило самое время для хода королем} Kd8 5. Kd6 Ke8 6. Bg6+ Kd8 7. Bf7 Kc8 8. Nc5 {Конь двигается строго по плану} Kd8 9. Nb7+ Kc8 10. Kc6 Kb8 11. Kb6 Kc8 12. Be6+ Kb8 13. Bd7 Ka8 14. Nc5 {Завершающий маневр} Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6#) 3. Ke6 {Белый король преследует черного коллегу, не допуская, чтобы тот слишком отдалился.} Kc7 { Кажется, что черным удалось прорваться, однако} 4. Nd7 $1 { Маршрут коня тот же!} Kc6 5. Bd3 { Обратите внимание на то, как взаимодействуют белые фигуры.} Kc7 6. Be4 Kd8 7. Kd6 Ke8 8. Bg6+ Kd8 {Это уже было} 9. Bf7 Kc8 10. Nc5 Kb8 11. Kc6 Ka7 12. Be6 Kb8 13. Kb6 Ka8 14. Bd7 Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6# 1-0

Предлагаем вам убедиться и в том, что и другие ходы черного короля сути дела не меняют. Следует только помнить, что фигуры сильнейшей стороны должны согласованными действиями строить барьер на пути не­приятельского короля и гнать его в угол цвета слона. Причем конь передвигается по строго намеченному маршруту. Конечно, во время партии могут возникнуть позиции с фигура­ми, расположенными в менее удобных поло­жениях. Тогда посредством маневрирования необходимо достичь знакомой нам ситуации, чтобы завершить игру по известной схеме.

Как оттеснять централизованного короля на край доски

Когда одинокий король находится в центре доски, сильнейшая сторона, прежде всего старается вытеснить его оттуда. Это достигается посредством централизации сил, чему оди­нокий король не может воспрепятствовать. Он в состоянии продержаться в центральной части доски лишь около десяти ходов.

как отеснять короля

Наибо­лее удачное расположение фигур сильнейшей стороны в центре, к которому необходимо стремиться, показано на диаграмме выше, Разу­меется, годятся и другие позиции с подобным расположением сил. Как прийти к такой схе­ме, посмотрим на следующем примере.

[Event "?"] [Site "?"] [Date "2012.12.01"] [Round "?"] [White "Мат слоном и конем отеснение в угол"] [Black "?"] [Result "1-0"] [SetUp "1"] [FEN "6B1/8/8/N7/3k4/K7/8/8 w - - 0 0"] [PlyCount "26"] 1. Kb4 Ke5 2. Kc5 Ke4 3. Nc4 Kf5 4. Bh7+ Kf4 5. Kd4 Kf3 6. Be4+ Kf4 {Итак, белы е фигуры доминируют в центре, а черный король вытеснен оттуда. Очередная задача белых - оттеснить неприятельского короля на край доски, а затем - в угол цвета слона (то есть в данном случае на a8 или h1). Посмотрим, как с этой задачей справилась ЭВМ} 7. Ne5 Kg5 8. Bg6 Kf6 9. Kd5 Kg7 10. Ke6 Kg8 11. Kf6 Kh8 12. Nf7+ Kg8 13. Bf5 Kf8 { И перед нами позиция которую мы только что смотрели} 1-0

Таким образом, план белых в произвольной позиции состоял из четырех частей:

1) вытеснение неприятельского короля из центра;

2) оттеснение неприятельского короля на край доски;

3) оттеснение неприятельского короля в нужный угол;

4) матование.

Чтобы лучше усвоить такой тип окончания советуем поупражняться в его разыгрывании с партнером (компьютером). Начинайте игру с любой произвольной позиции.




Связка в шахматах
Связка в шахматах

  Связка — отличный способ лишить подвижности и забрать фигуры соперника. Связка возможна, если две фигуры соперника находятся на одной и той же линии — будь то вертикаль,...

Мат ладьей. Как поставить мат ладьей и королем
Мат ладьей. Как поставить мат ладьей и королем

  Матование одной ладьей является более сложной задачей, чем двумя ладьями или ферзем. Здесь даже для оттеснения неприятельского короля ладье нужна помощь собственного короля....

Мат ферзем
Мат ферзем

  Ферзь не может в одиночку, без поддержки своего короля, поставить мат. Он в состоянии самостоятельно загнать неприятельского короля в угол или оттеснить его к краю доски. Но для того, чтобы...

Шахматы фигуры - название, как ходят, самая сильная
Шахматы фигуры - название, как ходят, самая сильная

В шахматной игре каждая фигура имеет свою траекторию перемещения, т. е. правилами устанавливается порядок хождения по доске каждой фигуры....