Вы здесь: Главная » Термины » Шахматные термины

Шахматные термины

Самый известный шахматный термин это

Шахматные термины
Автор — создатель шахматной композиции (задачи или этюда).
Авторский замысел — идея автора, воплощенная в шахматной задаче (этюде) в совокупности всех вари­антов иллюзорной игры, попыток, ложных следов, дей­ствительного решения.
Авторское решение — решение задачи (этюда), представленное автором в совокупности всех игр.
Алгебраическая нотация — система записи пози­ций и партий (окончаний), при котором поля доски обозначаются по горизонтали буквами латинского ал­фавита (а, Ь, с, d, е, f, g, h), а по вертикали — цифрами от 1 до 8. Предложена в 1616 году в книге Густавуса Селенуса (псевдоним немецкого герцога Августа Младшего), разработана сирийским шахматистом XVIII века Фили­пом Стаммой, современный вид приняла после уточне­ний М. Гиршеля, издателя книги Д. Греко. Ныне принята в большинстве стран.
Али Шатранджи — выдающийся мастер средневе­ковья, живший в XV веке, родом из Самарканда. Автор трактата, в котором ему принадлежат 19 мансуб из 60.
Аль-Бируни (970-1048) — автор книги «Путешест­вие в Индию» (1031), где впервые описана первичная форма шахмат — чатуранга.
"Альбом ФИДЕ" — сборник лучших задач и этюдов, охватывающий творчество шахматных композиторов мира за несколько лет. Издается в Югославии под эги­дой ФИДЕ. В настоящее время охватывает период с 19Н по 1992 год.
Альманах— непериодический сборник по шах­матной композиции с произведениями разных авторов.
Анализ— исследование, всесторонний разбор воз­можностей, имеющихся в задаче или этюде.
Батарея— две фигуры одного цвета на одной ли­нии с королем противной стороны; стоящая сзади фи­гура — дальнебойная. Батарея называется по имени впе­реди стоящей фигуры (королевская, ладейная, коневая, слоновая и пешечная). Различается белая, черная и сме­шанная, а по расположению фигур — вертикальная, го­ризонтальная (фронтальная) и диагональная.
Белые комбинации — комбинации в задаче, осу­ществляемые белыми фигурами. В основе содержания задач на белые комбинации лежит выбор первого хода.
"Бешеная» фигура" — фигура слабейшей стороны (обычно ферзь или ладья), беспрерывно преследующая неприятельского короля, жертвуя собой для создания пата. Разновидность темы вечного нападения.
Близнецы— задачи (этюды), начальные позиции которых имеют незначительное различие в расположе­нии фигур, но при этом совершенно разные решения. По внешней структуре подразделяются: перестановкой фигур; заменой одной фигуры другой; снятием или прибавлением фигуры; передвижкой всей позиции вниз, вверх, влево, вправо; изменением позиции черно­го короля; переменой цвета отдельных или всех фигур; поворотом доски.
Блок — задача, в начальной позиции которой на все ходы черных есть готовые ответы.
Блокада— тема в этюде, связанная с борьбой за шахматный плацдарм, когда слабейшая сторона спаса­ется, ограничивая подвижность и взаимодействие од­ной или нескольких фигур противника.
Вариант— совокупность последовательных ходов белых и черных, завершаемая достижением определен­ной цели (мат, выигрыш) в задаче иди этюде.
Вечное нападение — непрерывное преследование белыми фигурами одной или нескольких фигур про­тивника с лишением его возможности использовать ма­териальный или позиционный перевес.
Вечный шах — разновидность ничейной темы веч­ного нападения в этюде, когда белые (или черные в за­щите) дают ряд непрерывно следующих друг за другом шахов, от которых неприятельский король никак не мо­жет укрыться.
Взаимное перекрытие — группа перекрытий чер­ных и белых фигур, когда две фвдуры (равноходящие и разноходящие) перекрывают друг друга на точке пе­ресечения линий их действия.
Взятие— снятие неприятельской фигуры или пеш­ки. При этом своя фигура или пешка ставится на место снятой неприятельской.
Вилка — в шахматной композиции тема, при кото­рой две черные фигуры привлекаются на определенное поле, после чего белые нападают одновременно на обе фигуры с угрозой мата в задаче, выигрыша фигуры — в этюде.
Вовлечение— тема, в которой черный король пу­тем жертв фигур вовлекается в матовую сеть. Тема была популярна в XIX веке.
Вскрытое нападение — тема в этюде, основанная на двойном ударе двух фигур,— вскрывающая объявляет шах, а вскрываемая нападает на фигуру и выигрывает ее.
Вступительная игра — совокупность ходов в мно­гоходовых задачах логического нападения и этюдах, которая предшествует проведению идеи автора, служит маскировкой идеи, увеличивает трудность решения.
Выжидательный ход — ход с единственной це­лью передать очередь хода другой стороне.
Выразительность замысла — одно из художест­венных требований шахматной композиции, которое заключается в четком выделении тематических вариан­тов, повторении идеи в ряде вариантов, комбинацион­ных жертвах, изобретательной контригре и т. д.
Гармоническое действие фигур — термин, озна­чающий согласованное действие фигур, целесообразно авторскому замыслу.
Двойное нападение — эффективное тактическое средство борьбы в этюде и эндшпиле, представляющее частный случай двойного удара (например, двойной шах, вскрытый шах, «вилка»).
Двухходовая задача — задача с целью дать мат в два хода.
Действительная игра — совокупность вариантов в задаче после первого хода, заканчивающихся матом черному королю.
Дефектная задача (этюд) — позиция, в которой имеется изъян (недостаток), снижающий ее ценность или не дающий ей права на существование.
Доминация— термин, введенный в шахматную композицию Г. Ринком (идея была предложена еще в 1895 году А. Троицким). Означает контроль над неко­торыми элементами шахматного пространства, в ре­зультате чего определенное поле доски становится не­доступным фигурам противника.
Дуаль — отступление от единственного порядка хо­дов, установленного автором, то есть возможность объ­явить мат несколькими способами в иллюзорной игре, в угрозе Дуаль недопустима в идейных вариантах.
Единственность решения — одно из основных формальных требований в шахматной композиции. За­дача или этюд должны иметь только одно решение.
Жанр — сложившаяся устойчивая разновидность деления шахматных композиций. Различают жанр за-дачный по числу ходов (двухходовки, трехходовки, многоходовки) и жанр этюдный (выигрыш, ничья).
Завлечение— тактический прием, с помощью ко­торого одна из сторон, создавая угрозу, заставляет не­приятельскую фигуру уйти на невыгодное поле (ли­нию), а короля — в матовую сеть.
Задача— искусственная позиция на шахматной до­ске, в которой белые, начиная, дают черным мат в обус­ловленное количество ходов. Задача должна воплощать интересную идею и удовлетворять определенным худо­жественным требованиям.
Замурование— технический прием: лишение по­движности фигуры. Может быть полным, когда фигура полностью лишена подвижности, и частичным — когда сильнейшая стремится поставить противника в поло­жение цугцванга или выиграть замурованную фигуру.
Засада— расположение дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой она действует на определенное поле или линию.
Зеркальный мат — матовое положение в позиции, где все поля около черного короля свободны от своих и чужих фигур.
Идея — понятие, представление, главная мысль со­держания задачи или варианта.
Изобразительная задача — особый вид шахмат­ной композиции: схема расположения фигур на доске или символа их движения изображает определенные буквы, цифры, рисунки, предметы, исторические, пра­здничные события и т. д.
Иллюзорная игра — совокупность очевидных в начальной позиции задачи вариантов, проходящих до первого вступительного хода и меняющихся после пер­вого хода решения.
Каменная стена — построение пешек, находящих­ся на одной диагонали и защищающих одна другую.
Колесо(кольцо, круг, круговое движение) — тема в многоходовой задаче: в процессе решения фигура описывает на доске круг с возвращением на поле, с ко­торого начинала путь.
Комбинация— совокупность ходов, объединен­ных общей идеей стратегического, тактического или логического характера для достижения мата в заданное число ходов (в задаче) или выполнения задания (в этю­де). Как правило, связана с жертвой одной или несколь­ких фигур (пешек).
Конкурс решения — основная форма массового соревнования по шахматной композиции с целью по­пуляризации задач и этюдов и выявления лучших реша­телей.
Конкурс составления — основная форма сорев­нований среди шахматных композиторов, на котором выявляются лучшие произведения из числа прислан­ных на данное соревнование.
Кооперативный мат — неортодоксальная компо­зиция, в которой черные начинают и помогают белым дать мат черному королю в заданное число ходов.
Крепость— тема в этюде: в начальной позиции од­на из сторон, будучи значительно слабее противника, в процессе игры создает позицию, которую противник, несмотря на материальное преимущество, разрушить не может.
Ловушка — маневр в этюде для завлечения короля противника в невыгодную для него ситуацию.Ложная игра — совокупность вариантов после ложного первого хода, завершающихся матом черному королю.
Ложный след — нереальное (кажущееся) решение, в которое входят ложный вступительный ход, угроза, один или несколько вариантов и единственное опро­вержение (скрытое и тонкое).
Малютка— задача с числом фигур в начальном по­ложении не более пяти.Маневр — один или несколько ходов фигурой (фи­гурами) одного цвета (одной стороной) для достиже­ния конкретной цели.
Мансуба— средневековая шахматная задача.
Маятник— симметричное движение фигуры (фи­гур) по отношению к определенной оси.
Мельница— комбинация, заключающаяся в после­довательном чередовании прямых и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.
Мередит— название задач, в начальном положении которых имеется от 8 до 12 фигур.
Механизм— совокупность конструктивных эле­ментов, которые через шахматные связи определяют: специальное расположение фигур на доске, последова­тельность ходов сторон, взаимосвязь группы вариантов.
Миниатюра— задача (этюд) с числом фигур не бо­лее семи.
Минимальная задача — задача, в которой на доске у белых, кроме короля, есть еще только одна фигура.
Многоходовая задача — позиция с условием дать мат в четыре и более число ходов.
Неортодоксальная композиция — композиция, базирующаяся только на части шахматных правил с из­мененным заданием (кооперативный или обратный мат).
Обратный мат (кинергань) — вид неортодок­сальных композиций: белые начинают и вынуждают черных дать мат белому королю в определенное коли­чество ходов.
Опровержение— ход черных в задаче (этюде), по­сле которого не выполняется авторское задание или не проходит ложный след.
Оригинал— впервые опубликованная шахматная задача (или этюд).
Перекрытие— тактическая идея: разрыв действия фигуры по какой-либо линии или прекращение ее кон­троля определенного поля (линии). Проходит в двух ви­дах: активное и пассивное.
Перемена темы — в иллюзорной игре выражена одна тактическая идея, а в действительном решении — другая.
Пикенини— тема, в которой черная пешка, стоя­щая на седьмой горизонтали, своими четырьмя движе­ниями порождает четыре варианта; в двухходовой зада­че — четыре разных мата.
Побочное решение — в задаче: выполнение зада­ния способом, отличным от авторского (начиная с пер­вого хода), или выполнение задания в меньшее число ходов; в этюде — выполнение задания в тематическом варианте на любом ходу решения способом, отличным от авторского по плану игры.
Позиционная ничья — этюдная тема, где ничья достигается либо повторением ходов, либо построени­ем позиции, в которой сильнейшая сторона не может использовать свое подавляющее преимущество по при­чине позиционного характера (крепость, блокада, веч­ное нападение, «бешенство» фигур).
Правильный мат — положение мата, в создании ко­торого принимают участие все находящиеся на доске бе­лые фигуры, кроме короля и пешек (принцип экономич­ности), причем каждое поле недоступно черному королю только по одной причине: либо оно один раз атаковано белыми, либо занято черной фигурой (принцип чистоты).
Проблемист— составитель шахматных задач.
Рентген— действие фигуры на поля матовой зоны через фигуры противника.
Ретроградный анализ — один из особых видов шахматной композиции, основу которого составляет восстановление предшествующих ходов с целью дока­зательства возможности начальной позиции, определе­ния очередности хода, права на рокировку, права на взя­тие на проходе и т. д.
Символическая задача — особый жанр шахмат­ной композиции, в которой позиция или своеобразие движения фигур в процессе решения отображает какое-либо событие иди другое жизненное явление.
Синтез идей — сочетание двух или нескольких идей для создания композиции со сложным содержанием.
"Сказочные" шахматы — вид шахматной компо­зиции, в которую внесено одно из следующих измене­ний: форма доски, правила движения фигур, правила игры, новые фигуры (большого распространения не получили).
Скахографическая задача — см. изобразительная задача.
Содержание задачи — сущность борьбы между бе­лыми и черными фигурами, которая приводит к мату в заданное число ходов. В основе содержания задачи ле­жат тактические идеи или специальные механизмы.
Содержание этюда — сущность борьбы между бе­лыми и черными фигурами, которая приводит к опре­деленному завершающему положению с очевидным вы­полнением задания. В основе содержания этюда лежат два характерных элемента: идея — тактические приемы, средства, применяемые обеими сторонами для дости­жения цели, и тема — конкретная форма выражения це­ли борьбы.
Таек (рекордная задача) — выражение идеи (те­мы) в максимальном числе вариантов задачи.
Темпо-задача— особый вид задач, основа кото­рых — выигрыш темпа. Одна из разновидностей такиз задач — псевдодвухходовые.
Трехходовая задача — позиция с условием дать мат в 3 хода.
Условная задача — задача с условиями, не преду­смотренными обычными правилами. К ним относятся: мат на определенном поле, пат определенной фигурой, мат точно на указанном ходу, запрет двигаться какой-либо фигурой и т. д.
Фаза — период раскрытия содержания шахматной задачи, к которому относят иллюзорную игру, ложную игру и действительное решение.
Фигурная задача — а) позиция без белых и чер­ных пешек; б) задача, в которой процесс решения или заключительное матовое положение напоминает ка­кую-либо фигуру, рисунок и т. д. (См. символическая за­дача).
Финал — заключительная часть состязания решате­лей шахматных задач и этюдов или шахматных компо­зиторов.
Художественные требования — требования к эс­тетической форме композиции; определяются принци­пами единства формы и содержания, гармонического соответствия идейного замысла и средств, используе­мых для его воплощения.
Цикл — определенный круг: за весь период реше­ния повторяются основные виды защитительных, мату­ющих ходов, угроз и опровержений.
Цугцванг— позиция, где у одной из сторон или у обеих нет полезных ходов и любой ход ведет к ослаб­лению позиции.
Четырехходовая задача — позиция, в которой мат дается ровно в четыре хода. Часто четырехходовую задачу относят к многоходовым.
Чистый мат — мат, при котором каждое поле вокруг черного короля недоступно для него только по одной ка­кой-либо причине: оно или блокировано (занято черной фигурой), или отнято какой-либо белой фигурой.
Шахматная композиция — означает: 1) вид твор­чества, исторически сложившийся из практической шахматной игры, имеющий целью выражения шахмат­ных идей в художественной форме; 2) шахматная зада­ча или этюд.
Школы в задачной композиции — творчес­кие направления, формированию которых способство­вали: а) высокий уровень шахматной культуры в стране; б) наличие активной группы шахматных композито­ров, достаточно талантливых и теоретически мысля­щих; в) наличие периодической печати, где была бы возможность опубликовать теоретические статьи про­изведения; г) особая целеустремленность в развитии определенного направления. В процессе развития за­дачной композиции создались школы: чешская, стреа-тегическая, логическая и другие.
Экономичность игры — частный принцип обще­го требования экономичности формы. В задачах число ходов должно соответствовать замыслу композиции, в этюдах все фигуры должны максимально выявлять свои возможности. Желательно, чтобы для создания вступительной игры был использован тот же материал, который реализует основную игру.
Экономичный мат — мат, в создании которого участвуют все белые фигуры, находящиеся в позиции (за исключением белого короля и белых пешек).
Этюд — искусственная позиция, напоминающая положение из практической партии, с определенным заданием (выигрыш или ничья белых). Решение этюда предполагает наилучшую игру обоих противников и должно быть единственным, с оригинальной идеей. Количество ходов в этюдах не устанавливается.
Эхо-маты— матовые финалы, сходные по внешне­му рисунку и проходящие на полях одного цвета.

Liberty - самые лучшие аксесуары lzk мобильных устройств вы найдете в интернет магазине Либерти.ру. Цены на товары вас приятно удивят.




Шахматная композиция
Шахматная композиция

  Особой областью шахматного творчества является шахматная композиция. Путем искусственного построения фигур автор композиции создает позицию с определенным заданием для одной из сторон....

Шах, мат, ничья в шахматах
Шах, мат, ничья в шахматах

  Ситуацию, когда король находится под боем какой-либо фигуры неприятеля, называют шахом. Такую ситуацию игрок, король которого находится под шахом, должен ликвидировать немедленно....